Сценическая речь в детской телестудии

Сценическая речь – это постановка дыхания и голоса, выработка хорошей дикции и правильного произношения,  интонации. Практическое овладение техникой речи  дает возможность человеку выражать свои мысли правильным и ясным языком, гибким и звучным голосом, способным привлечь внимание слушателей, воздействовать не только на их сознание, но и на чувства, воображение, волю.

Такая речь – уже искусство. Чтобы овладеть такой речью, необходимо настойчиво, шаг за шагом осваивать речевое мастерство. Очень важно знать не только ЧТО говорить, но и КАК говорить. Таким образом, эта дисциплина включает в себя четыре основных раздела: дыхание, голос, дикцию и орфоэпию. И обязательный элемент конечно же игровой. Урок не должен быть нудным – основное правило всех учебных программ Международной ассоциации детского телевидения «Симба»
Как мы знакомимся со сценической речью?
   Речь на сцене всегда занимала и занимает место в характеристике того или иного стиля актёрского исполнения. Внимание к содержительности сценической речи, передачи  оттенков мысли и чувств, к яркой эмоциональной выразительности слова составляет предмет особой заботы актёров.
   Сценическая речть – это постановка дыхания и голоса, выработка хорошей дикции и правильного произношения, интонации. Практическое овладение техникой речи, дает возможность человеку выражать свои мысли правильным и ясным языком, гибким и звучным голосом, способным привлечь внимание слушателей, воздействовать не тол ько на их сознание, но и на чувства, воображение, волю. Такая речь – уже искусство. 
   Чтобы овладеть такой речью, необходимо настойчиво, шаг за шагом осваивать речевое мастерство. Очень важно знать не только ЧТО говорить, но и КАК говорить. Живое слово остаётся главным оружием, главной действущей силой в общении с людьми. Отсюда, особое внимание к звучанию слова, к его произношению, внимание к дикции, ибо, чёткая, ясная, правильная речь , когда каждое слово выражает чувства, волю, а звучный и гибкий голос передаёт все оттенки мысли, совершенно необходимы для каждого человека, кто говорит публично. Речь вялая, монотонная затуманивает содержание лекции, высказывания и не воспринимается слушателями.
   Не так редки случаи, когда после нескольких лет напряжённого и неумелого пользования, голос становится бесцветным, хриплым и потому хуже воспримимается окружающими, быстро утомляя их и зачастую даже раздрожая и настраивая против говорящего и его речи.
   Огромное значение слову к орудию мысли и познания придавалось ещё в античной риторике. Говорить короткими фразами считалось так же нежелательно, как и  длинными. Стиль должен соответствовать предмету разговора. Если речь многословна или слишком сжата, если она высокопарна, или наоборот, стиль её слишком низок, то она не достигнет цели и не будет воспринята слушателями. Опыт доказывает, что только определённый режим поведения и постоянная тренировка помогают сохранить на много лет все качества голоса, его звучание.
   Обучение технике речи является и необходимым этапом в овлдении искусством звучащего слова. Любая речь должна быть достаточно слышимой, а это зависит от хорошо поставленного голоса. Умение владеть голосом тесно связано с развитием фонационного (звукового) дыхания. Звучание речи вместе с тем зависи от ясности, отчётливости произношения – дикции. Речь должна быть достаточно правильной, соответствовать орфоэпическим нормам произношения. Только наличие этих условий даёт возможность передать всё этическое и эмоциональное богатство своей речи. Таким образом, эта дисциплина включает в себя четыре основных раздела: дыхание, голос, дикцию и орфоэпию.
   Как подготовительный этап при обучении вводиться: гигиенический и вибрационный массаж, упражнение на мышечное расслабление и овладение элиметнами аутогенной тренировки. При обучении техники речи упражнения на развитие дыхания голоса, дикции и орфоэпии проводятся одновременно. Почему? Потому, что дыхание, артикуляция и голосообразование – это единые физиологические процессы.
   И только после этого учимся делать логические паузы и логические ударения. Паузы совпадают со знаками припинания, но могут быть и там, где на письме таковых нет. Каждый знак припинания: точка, точка с запятой, запятые, двоеточие, скобки, кавычки, вопросительный знак, восклицательныый знак, тре, многоточие имеет свою интонацию. Логическое ударение (акцент) зависит от цели высказывания. Достигается это изменением высоты тона, которое даёт возможность полно передать всевозможные оттенки значимости того или иного слова в его связи с другими. Чтобы усвоить все правила необходимо тренироваться.
   Такую программу обучения проводят со школьниками, а с дошкольниками продовится фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочитаются с произнесением специального речевого материала. Основой занятия может быть сказачный сюжет, воображаемого путешествия или экскурсия, фольклорные источники, сюжетные  и дидактические игры.
Такие занятия включают в себя работу над дыханием и развитием голоса, простейшие приёмы массажа, гимнастики для глаз, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, пальчиковая игра. Используются чистоговорки, скороговорки, речевые игры, упражнения для развития чувстсва ритма и внимания. Успешность работы зависит, в первую очередь от ощущения радости, полученной ребёнком на занятии, чтобы дети с нетерпением ждали следующего занятия.

Оставить комментарий

*
*
*
Вы здесь: Дети-Актёры Занятия для детей Сценическая речь